Через неделю, после завершения священного мусульманского месяца Рамадан, крымские татары изберут нового главу Меджлиса. С 1991 года бессменным руководителем организации, которая до сих пор не получила официального статуса в Украине, был Мустафа Джемилев. В ноябре ему исполнится 70 лет. И он надеется передать управление Меджлисом в руки более молодого лидера. В начале июля Джемилев зарегистрировал в Верховной раде Украины законопроект о концепции этнонациональной политики. В Киеве опасаются, что он может стать причиной межнациональных раздоров, пишет “Независимая Газета”.
Законопроект, вызвавший много споров, был разработан лидерами Меджлиса еще в 2005 году. С тех пор предпринималось несколько попыток внести его на рассмотрение украинского парламента, однако власть тормозила инициативу.
В самом документе, текст которого сейчас размещен на сайте Верховной рады, содержится определение ряда понятий, которые до сих пор не отражены в законодательстве: национальное большинство, национальное меньшинство, меньшинство в меньшинстве, этническая общность, этническая группа, а также коренной народ. Именно этот термин давно заинтересованы ввести в юридическое обращение крымские татары.
С предыдущим определением связаны еще два термина, которые Джемилев предлагает ввести в законодательство – “национально-культурная автономия” и “меры усиленной поддержки”. Первое предполагает усиление роли нацменьшинства на территории проживания – “для самостоятельного решения вопросов, связанных с сохранением своей этнокультурной идентичности”. Второе предусматривает особую заботу государства о тех группах (в том числе коренных народах), которые находятся “в худшем социальном, правовом или культурном положении”. Речь идет об обеспечении как фундаментальных прав нацменьшинств, так и о компенсационных правах народов, подвергшихся дискриминации. Далее следует перечень существующих проблем в этой сфере. К их числу автор документа относит “сохранение высоких темпов языковой и культурной ассимиляции большинства национальных сообществ в сторону русских языковых и культурных образцов”, незавершенность процесса обустройства депортированных по этническому признаку, а также “недостаточную вовлеченность коренных народов и нацменьшинств (кроме русских) в процесс принятия жизненно важных решений”.
В числе предложений по решению проблем – принятие законов о восстановлении прав крымско-татарского народа, о статусе крымско-татарского народа в Украине, а также отдельного закона о коренных народах. Эксперты отмечают, что этот список документов, в случае его принятия, позволяет крымским татарам вернуться к требованиям, которые в 1991 году были изложены в Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа: “Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымско-татарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом”. Правда, в последнее время крымские татары говорили преимущественно о своей национально-культурной автономии, а в законопроекте Джемилева подчеркивается необходимость сохранения территориальной целостности Украины.
И все же депутаты Рады сомневаются, что новая попытка утвердить подобный документ будет успешной. Они отмечают, что на территории Украины проживают люди 130 национальностей и этнических групп – это примерно треть всего населения. Попытка государства вмешаться в тонкую сферу межнациональных отношений может привести к конфликтам из-за подозрений в особых преференциях одним за счет других.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко согласен с тем, что государству нужно действовать осторожно: “Если закон будет принят – даже в нынешнем виде декларации, не предусматривающей четких инструментов реализации государственной политики в этой сфере, – ситуация обострится. Только один пример: крымские татары составляют не более 15% населения Крыма, но смогут претендовать на особые права как коренной народ и на особые меры господдержки – как депортированные по этническому признаку. Это вызовет раздражение русских и украинцев в Крыму”.
Эксперт напомнил, что в прошлом году, когда в Верховной раде состоялись слушания по вопросу государственной этнонациональной политики, депутаты приводили данные Института социологии НАН Украины, согласно которым уровень толерантности с 1994 по 2010 год резко снизился. В отношении русских – с 80% до 45%, крымских татар – с 9% до 4%, цыган – с 11% до 2%.
В прошлом году были обнародованы данные опроса, проведенного авторитетной компанией Research & Branding Group. Оказалось, что 28% граждан Украины не исключают возможности возникновения в стране серьезных конфликтов на национальной почве. При этом только 44% оценивают межнациональные отношения в стране как хорошие и толерантные.
Эксперты предполагают, что попытка рассортировать граждан по национальному и этническому признаку может привести не только к осложнению межнациональных отношений, но и к усилению межрегионального противостояния, к точечным конфликтным ситуациям. Руководитель общественной организации “Общая цель” Руслан Бортник ранее заметил украинским СМИ: “Подход к пониманию “нации” исключительно по этническому признаку является праворадикальным и крайне устаревшим для современного мира. Ведь сегодня в демократических странах понятие “нация” является прежде всего политическим и гражданским”. И хотя влиятельные международные структуры, включая ООН, требуют от Украины законодательно защитить права национальных меньшинств, но речь идет не о сортировке по этническому признаку, а об обеспечении языковых, культурных, образовательных прав, а также о повышении общего уровня толерантности.
“Мустафа Джемилев, конечно, руководствовался благими намерениями защитить интересы в том числе и своего народа”, – сказал “НГ” политолог Константин Бондаренко. Он не исключил, что регистрация в украинском парламенте спорного законопроекта связана с анонсированным уходом Джемилева с поста главы Меджлиса. “Организации крымских татар не монолитны, в них есть разные течения. И в Курултае, и в Меджлисе присутствуют как сторонники умеренных действий, так и радикально настроенные лица”, – отметил он, пояснив, что накануне избрания нового лидера требуется собрать все силы в кулак. Для этого, возможно, и понадобилась идея закона, в котором сказано о необходимости принятия ряда других, еще более важных для крымских татар законов.
Джемилев, который уже несколько лет безуспешно пытается сложить полномочия, на сей раз твердо договорился с только что избранным составом Курултая, что его кандидатуру рассматривать не будут. Он сообщил, что новым руководителем станет скорее всего кто-то из прежних заместителей главы Меджлиса. “Это Рефат Чубаров, Ремзи Ильясов. И еще Ахтема Чийгоза я бы назвал, хотя он вряд ли согласится”, – рассказал Джемилев. Он пообещал, что будет рядом: “Для меня главное, чтобы система работала”.
Но для этого, как считают эксперты, требуется срочно закрепить в украинском законодательстве те нормы, которые интересуют крымских татар, а также добиться официального статуса для крымско-татарских управленческих структур – Меджлиса и Курултая. Иначе система, которая до сих пор держалась во многом на авторитете Джемилева, может дать сбой. И крымские татары развернутся в сторону других организаций – как общественных объединений, конкурирующих с Меджлисом в публичной плоскости, так и появившихся в Крыму радикальных исламских объединений, действующих в тени.