Вместо того чтобы сообща навести порядок на рынке временных сооружений, столичные власти и предприниматели обмениваются обвинениями
Несмотря на то что новые власти столицы неоднократно заверяли общественность в том, что наведут порядок на рынке временных сооружений (ВС), ситуация на нем пока только обостряется. По данным департамента благоустройства и сохранения природной среды Киевгоргосадминистрации (КГГА), в январе — ноябре 2014 г. в столице было демонтировано более 1,7 тыс. якобы незаконных киосков.
При этом представители предпринимательских объединений утверждают, что количество ВС не уменьшается: вместо демонтированных появляются новые объекты, владельцы которых будто бы пользуются особой благосклонностью местных чиновников.
От словесных перепалок стороны перешли к противостоянию: предприниматели препятствуют работе демонтажных бригад КП “Київблагоустрій”, но при этом пытаются самостоятельно разбирать киоски, установленные якобы при содействии властей (см. “Сняли с “должности”).
В свою очередь, в некоторых СМИ, видимо, не без посторонней помощи, появляются сообщения об “экстремистах” и чуть ли не “боевиках” в рядах предпринимателей. БИЗНЕС твердо убежден: конфликт необходимо разрешить как можно скорее. В том числе и путем поиска разумных компромиссов как властями, так и предпринимателями.
Повод и последствия
Эскалацию конфликта вызвало решение Киевсовета №62/62 от 04.09.14 г. “О внесении изменений в Решение Киевсовета №56/5443 от 24.02.11 г. “Об утверждении порядка определения объемов паевого участия собственников временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности, средств передвижной мелкорозничной торговой сети в содержании объектов благоустройства г.Киева…”.
Согласно решению №62/62, департамент градостроительства и архитектуры КГГА обязан был до 31 ноября 2014 г. в целях создания информационной 3D-модели размещенных в городе киосков (путем лазерного сканирования территории) провести полную инвентаризацию ВС. Плюс определить конкретные места размещения объектов, количество которых, по словам чиновников, предполагалось сократить с 12-18 тыс. до 7-8 тыс. единиц.
Заключение же договоров о размещении ВС предполагается только при условии уплаты их владельцами взноса паевого участия (минимальный размер которого, по расчетам предпринимателей, составляет 12 тыс.грн. в год) и наличия места для киоска в комплексной схеме, созданной по результатам сканирования городской территории.
При этом документ вводит ряд ограничений (например, относительно ночной торговли), запрет на реализацию алкоголя и табака в киосках, расположенных вблизи учебных заведений, и т.п. По мнению предпринимателей, решение №62/62 — дискриминационное. Во-первых, оно способствует условной легализации киосков, установленных относительно недавно без решения земельного вопроса.
Во-вторых, способствует конфликтам между владельцами киосков. Например, если для объектов функционального назначения (по продаже цветов, прод- и промтоваров, туристических информационных центров и т.п.) решение №62/62 не предполагает ограничений, то прочие киоски должны устанавливаться на расстоянии не менее 5 м от проезжей части, а их площадь не должна превышать 19 кв.м.
Действия предпринимателей
Против вышеназванного решения ополчились несколько общественных организаций (Ассоциация малого и среднего бизнеса “Центр”, общественные организации “Правозахист”, “Громадянський Корпус”, “Правозащитный альянс”), которые, по их подсчетам, представляют интересы 5 тыс. предпринимателей.
Например, по мнению Александра Карбочинского, вице-президента “Громадянського Корпусу”, решение следует отменить уже потому, что соответствующий проект не проходил процедуру общественных слушаний, как того требует законодательство о государственной регуляторной политике.
Тут следует отметить, что под нажимом предпринимателей КГГА решила с их участием подкорректировать схему комплексного размещения ВС в районах столицы. Но при этом общественники утверждают, что в “заочном” режиме — ведь в открытом доступе эту схему никто не видел.
При этом, по мнению Руслана Соболя, председателя Ассоциации малого и среднего бизнеса “Центр”, идеальным вариантом решения проблемы могло бы стать определение необходимого и достаточного количества киосков в городских районах по результатам совместного обсуждения комплексной схемы чиновниками, предпринимателями и жителями.
Решение №62/62 практически не касается земельных вопросов. “Мы считаем, что размещение временных сооружений без землеотвода создает правовые основания для их демонтажа. При этом никто не даст гарантии, что на месте киосков, демонтированных под предлогом неуплаты паевого взноса, не появятся новые”, — отмечает г-н Карбачинский.
Общественники также обращают внимание на то, что Киевсовет не наделен полномочиями определять обязательность уплаты паевого взноса как основного условия легализации ВС. Согласно Закону “О регулировании градостроительной деятельности”, размещение ВС осуществляется в порядке, устанавливаемом Минрегионом (а именно его приказом №244 от 21.10.11 г.; см., например, статью “Будка согласности” — Ред.).
Поэтому предприниматели намереваются оспорить решение №62/62 в суде как неправомерное и кое-чего уже добились. По словам Геннадия Черевко, председателя ОО “Правозахист”, недавно Окружной административный суд г.Киева признал незаконным пункт решения, касающийся ограничения торговли табаком и алкоголем в радиусе 100 м от учебных заведений.
Одновременно общественники забросали Президента и премьер-министра требованиями о личной встрече. И 20 ноября во исполнение поручения Арсения Яценюка чиновники Минрегиона и Минэкономразвития встретились с общественниками.
Позиция властей
Чиновники на словах согласились с тем, что решение №62/62 противоречит законодательству. Более того, по словам Игоря Шевердина, директора департамента государственной регуляторной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития, после изучения предложений общественников и дополнительной встречи министерство намерено обратиться в Кабмин с предложением внести изменения в вышеназванный Закон относительно определения нестационарных торговых точек как самостоятельного формата торговли.
Это позволит размещать их и в так называемых зонах ограничений на срок не менее пяти лет. При этом г-н Шевердин не исключил разработки специального законопроекта о порядке размещения ВС. И в этом есть резон. Ведь не секрет, что на рынке ВС хватает и недобросовестных предпринимателей, которые пользуются пробелами в законодательстве и буквально загромождают город киосками, плодя грязь и антисанитарию.
На доверии?
1 декабря общественники отправили свои предложения Леониду Козаченко, председателю Совета предпринимателей при Кабмине. В профильном законопроекте они требуют урегулировать земельные вопросы размещения ВС, которые в существующих нормативно-правовых документах почти не регламентированы.
Речь идет об обязательном оформлении прав на землю, упрощенном порядке получения земельных участков в аренду и определении минимального и максимального сроков ее действия. Что же касается урегулирования текущей ситуации в Киеве, то общественники считают необходимым, чтобы Киевсовет, в частности, отменил вышеуказанные ограничения, привел коэффициенты расчета паевого участия к экономически обоснованным и ввел жесткие санкции по отношению к владельцам самовольно установленных киосков.
Впрочем, общественники не очень-то верят, что власти действительно откликнутся на их предложения. По мнению г-на Соболя, несмотря на то что сам факт встречи 20 ноября обнадеживает, существует и вероятность того, что предпринимателям просто дали возможность “выпустить пар”, но делать никто ничего не собирается.
Чему нелишнее свидетельство — продолжающаяся эпопея демонтажа киосков в Киеве с участием первых лиц города. Поэтому общественники планируют проведение новых акций. Ибо, исходя из опыта, именно на них (к сожалению! — Ред.) власти реагируют достаточно оперативно. Другой вопрос, что подобные акции имеют кратковременный эффект.
Встречные действия
3 декабря представители общественных организаций намеревались на пресс-конференции выдвинуть ультиматум столичным властям. Предприниматели обещали блокировать админздания КП “Київблагоустрiй” (включая штрафплощадки) и организовать другие акции, если до понедельника, 8 декабря, власти не вернут их демонтированные киоски, которые несколько месяцев находятся на штрафплощадках (несмотря на уплаченные штрафы), не прекратят демонтаж законных и установку “своих” киосков.
О намерениях узнали в КГГА и пообещали провести совместную с предпринимателями пресс-конференцию, возможно, с участием городского головы Виталия Кличко. Соответственно, вроде бы приостановлен и демонтаж. В ответ предприниматели временно отказались от своих требований и показательного демонтажа “чиновничьего” киоска в Оболонском районе.
Сняли с “должности”
Во второй половине ноября корреспондент БИЗНЕСа присутствовал на показательном демонтаже киоска в Печерском районе столицы, который, по версии предпринимателей, был установлен при содействии чиновников.
Ни милиция, ни представитель “Київблагоустрою” (он, кстати, назвался стажером. — Ред.) работам не препятствовали. Более того, как сообщил “стажер”, в отношении этого ВС было выписано предписание о демонтаже, но по каким-то причинам, о которых можно только догадываться, киоск так и стоял в людном месте. Киоск погрузили на автоэвакуатор и увезли в неизвестном направлении. По словам Руслана Соболя, “таким образом мы помогаем Виталию Кличко бороться с нелегалами”.
От редактора
Еще одну причину возникших проблем предприниматели усматривают в ужесточении конкуренции между торговыми ВС и магазинами крупных форматов. И предлагают выселить гипер- и супермаркеты на окраины города. По мнению БИЗНЕСа, таким предложениям должно предшествовать всестороннее исследование проблемы, с экономическими расчетами и анализом полезности подотраслей торговли, а также последствий решения для бюджета и общества. Полемика будет намного продуктивнее, если все заинтересованные стороны прибегнут к экономическим аргументам, а не эмоциям.
Сергей Крапива, Константин Павлов