Эксперт рассказал, на каком языке нужно разговаривать в украинских магазинах

Эксперт рассказал, на каком языке нужно разговаривать в украинских магазинах

Рабочим языком министерств, ведомств, органов государственной власти является государственный украинский. Но в регионе, где другой язык является региональным, этот региональный язык тоже должен использоваться по желанию в административном обслуживании, предоставлении различных услуг органами государственной власти. Так прокомментировал интернет-изданию Новости Украины – From-UA скандал, спровоцированный нардепом Арьевым, директор «Украинского института анализа и менеджмента политики» Руслан Бортник.

«Язык обслуживания в узких профильных актах, которые касаются обслуживания в магазинах, не прописан. В общем, язык обслуживания в магазинах социальной, экономической и культурной деятельности закреплен законом об основах государственной языковой политики прошлого года. В соответствии с этим законом, например, в Киеве русский язык является официальным региональным, поэтому продавцы имеют полное право обслуживать и на русском языке», – уверен Бортник.

В то же время, эксперт утверждает: «Конечно, правила этики предполагают, что продавец будет стараться услужить клиенту и обслужить его на том языке, на котором ему хотелось бы. Но если между продавцом и клиентом уже начинает назревать конфликт, то продавец в Киеве имеет полное право занимать гражданскую позицию — обслуживать или на украинском, или на русском языке».

Политолог уверен: громадной проблемой является то, что законодательство Украины преимущественно защищает собственника магазина и частично — покупателей. Но оно практически не защищает персонал магазина: продавцов, охрану и т.д.

«Если бы вы позвонили в госинспекцию, – рассуждает Бортник, – то, скорее всего, их ответ был бы следующим: мы работаем по старым нормативным инструкциям, которые еще не приведены в соответствие с законом об основах государственной языковой политики, поэтому мы работаем по инструкциям, в которых написано только об украинском языке. Колесниченко написал более 80 депутатских обращений за последний год с требованием привести те или иные акты в соответствие с законами. Я знаю, что во многих случаях это было достигнуто. Это постепенная работа».

Как же поступать в данной ситуации?

«Надо делать то, что в последнем случае сделал покупатель — надо обнародовать и обращаться к правозащитникам и с их помощью обращаться в суд за материальной и моральной компенсацией. В такой ситуации они выигрывают в глазах общественности, потому что депутат себя не имеет права так вести, и есть шанс, что они смогут даже получить от него какую-то материальную компенсацию через судебное решение», – отметил Руслан Бортник.

From-UA