«Права ребенка в Украине: в разрезе выполнения положений Конвенции ООН о правах ребенка»

«Права ребенка в Украине: в разрезе выполнения положений Конвенции ООН о правах ребенка»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

«Права ребенка в Украине: в разрезе выполнения положений

Конвенции ООН о правах ребенка»

г.Киев, «УНИАН» 22.12.2010

  

Пресс-конференция Первого заместителя Главы Игоря Печенкина и заместителя Главы ВОО «Правозащитная организация «Общая Цель» Екатерины Аландаренко по результатам проведения мониторинга и подготовки Общественного Отчета по поводу выполнения Украиной положений Конвенции ООН о правах ребенка.

В пресс-центре “УНИАН” состоялась пресс-конференция Первого заместителя Главы Игоря Печенкина и заместителя Главы ВОО “Правозащитная организация “Общая Цель” Екатерины Аландаренко относительно результатов мониторинга прав ребенка в Украине в разрезе выполнения положений Конвенции ООН о правах ребенка. Журналистам была представлена информация из Общественного Отчета относительно выполнения Украиной положений Конвенции ООН о правах ребенка, подготовленного ВОО “ПО “Общая Цель”

В результате мониторинга установлено, что состояние реализации положений Конвенции ООН о правах ребенка в Украине крайне низкий.

21 февраля 1990 года Украина подписала Конвенцию ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована Постановлением Верховного Совета Украины 27.02.1991 и вступила в действие 27 сентября 1991 года. Этой Конвенцией Украина приняла на себя широкие обязательства относительно обеспечения прав ребенка на жизнь, имя, гражданство, индивидуальность, семейство, свободу мысли, совести и религии, образование и надлежащий уровень жизни, защиту от дискриминации и незаконного перемещения, от незаконного и своевольного вмешательства, защиту от всех форм физического, психологического насилия, грубого поведения и эксплуатации, в том числе и сексуальной (ст. 19, 34). Каждые пять лет государства-участницы Конвенции обязаны подавать Комитету доклад о принятых мерах относительно выполнения Конвенции.

Подготовленный Правительством Украины 193-страничный “Объединенный 3-й и 4-й периодический Национальный Отчет о реализации Украиной положений Конвенции ООН о правах ребенка”, поданный в Комитет ООН осенью 2010 года, хотя и охватывает проблематику Конвенции и содержит широкий статистический материал, но не в полной мере отображает реальное положение вещей и не предлагает действенных путей выполнения Конвенции и обеспечения нерушимости прав ребенка.

В то же время, права ребенка требуют особенной защиты со стороны государства, что предвидено международными документами и национальным законодательством Украины. Проблемы, которые касаются соблюдения прав ребенка усиливаются, в первую очередь, из-за отсутствие системного подхода к созданию действенных процедур защиты прав ребенка.

Декларируя социальные гарантии детям, государство сегодня далеко не всегда обеспечивает выполнение элементарных заданий относительно соблюдения минимальных стандартов касательно прав ребенка. Например, широко известными являются случаи насилия и жестокого обращения с детьми, незаконное привлечение детей к труду в самых грязных сферах экономической деятельности (работа в порно- и сексиндустрии), торговля детьми и так далее.

Ситуация с обеспечением прав детей на охрану жизни и здоровья, опеку, заботу, усыновление, образование, имущество, жилье, защиту от жестокости и насилия является сложной: стабильно высокой остается детская смертность, уровень заболеваемости и детской инвалидности. Статистика свидетельствует, что сегодня почти 80% детей имеют одно или несколько заболеваний, лишь 15-20% малышей рождаются полностью здоровыми, у каждого третьего ребенка фиксируются отклонения в физическом или психическом развитии, что нарушает соответственно право ребенка на здоровье ст. 23, 24 Конвенции ООН о правах.

Ежегодно растет количество уголовных дел, возбужденных правоохранительными органами по фактам преступлений, совершенных против несовершеннолетних. Почти половину из них представляют дела о невыполнении родителями или опекунами обязанностей относительно воспитания и ухода за детьми, около 6 % – дела по фактам преступлений, совершенных служебными лицами детских учреждений (нарушение права ребенка на опеку и ответственность со стороны родителей – ст. 18).

В 2010 году на 22 % больше зарегистрировано преступных проявлений среди несовершеннолетних, две трети из которых являются кражи. В совершении преступлений участвовали 9,8 тыс. несовершеннолетних, из них каждый третий – ученик или студент учебного заведения.
Кроме того, не искоренено жестокое обращение с детьми (ст. 19 Конвенции), прежде всего в неблагополучных семьях, вовлечение детей в противоправную деятельность. От преступных посягательств на протяжении прошлого и текущего годов пострадало свыше 15 тыс. несовершеннолетних.

Не наилучшая ситуация касательно права ребенка на образование: на протяжении двух лет не выполняются требования законодательства относительно создания подразделений по воспитательной работе и внешкольному образованию. Сегодня функционирует 19,5 тыс. общеобразовательных учебных заведений, которые посещает 4,2 млн. учеников. В связи с ненадлежащим ведением учета детей школьного возраста не охвачено образованием 1,6 тыс.
несовершеннолетних, прежде всего тех, которые проживают в неблагополучных семьях.
Кроме того, к нам, как представителям общественной организации, неоднократно обращались граждане с жалобами о невозможности учебы на родном языке, получении информации, дискриминации по языковому признаку, что является нарушением статей 2, 8, 13, 14, 17, 19, 29, 30 Конвенции.

Местными органами власти не применяются надлежащие меры касательно сохранения образовательных учреждений: на протяжении последних пяти лет закрыты и ликвидированы 2 тыс. школ, из них 80 – в текущем году. Сокращаются кружки и центры юношеского творчества. Сегодня функционирует 1,5 тыс. спортивных школ, где учится лишь 12% несовершеннолетних.

Украина вошла в пятерку стран – производителей детской порнографии и в десятке лидеров по ее распространению. Этому способствует отсутствие действенной законодательной базы и недостаточное привлечение к борьбе интернет-содружеств. В 2008 году почти 80% детской порнографии было изготовлено в России, Беларуси, Украине и Молдове. В частности, по данным МВД, из 250 миллионов образцов детской порнографии, конфискованных с 1990 года, 12 миллионов снято в Украине. По оценкам МВД, на постоянной основе в эту деятельность привлечено 12-15 тысяч украинских детей, по большей части беспризорных и детей из неблагополучных семей. По данным фонда Internet Watch Foundation (IWF), 62% интернет-сайтов, которые распространяют детскую порнографию, находятся в США, 28 % – в России и 2 % в Украине (седьмое место в мире).

1 февраля 2010 года Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) обнародовал результаты исследования “Комплексная оценка масштабов продажи детей, детской проституции и порнографии в Украине”. Исследование, осуществленное Центром социальных экспертиз Института социологии НАН Украины, показало, что из опрошенных детей возрастом 14-18 лет:
-11% показывали свое голое тело;
-7,8% занимались сексом за определенную плату;
– 3,2% соглашались сфотографироваться или сняться в фильме в обнаженном виде. Кроме того, исследование среди детей показало: лишь треть из опрошенных детей имеют обоих родителей; на протяжении последних трех месяцев лишь 11,7% проживали с обоими родителями;- большинство детей (58,4%) описывают свою семью как очень бедную, где часто нет денег и еды, в результате чего дети голодают, иногда попрошайничают и даже совершают кражи; 31,8% опрошенных детей нигде не учатся. Основные причины, в связи с которыми они не учатся: отсутствие интереса к учебе (40,5%), вместо учебы вынуждены работать (14,8%), родители не разрешают учиться (8,9 %).

Достаточно остро стоит проблема эксплуатации детского труда, кроме того, появились новые формы использования несовершеннолетних в самых грязных сферах экономической деятельности. Идет речь о вовлечении несовершеннолетних в торговлю наркотиками, выполнение сложных работ (в частных угольных рудниках, на строительстве, в фермерских хозяйствах и тому подобное), что угрожает жизни и здоровью ребенка.

Украина – один из источников для торговли людьми. Хотя настоящий масштаб этой проблемы неизвестен, данные Международной Организации по Миграции показывают, что значительное количество жертв торговли людьми – дети из семей с низким уровнем доходов, которых продают с целью сексуальной эксплуатации или принудительного труда. За 2009 год больше чем на 20% выросло количество зарегистрированных случаев торговли детьми в Украине. Реальных случаев вероятно еще больше. Чаще всего украинских детей продают в сексуальное рабство и с целью трудовой эксплуатации

Из девяти миллионов украинских детей около 65 000 живут в государственных интернатных заведениях. Среди главных причин отказов от детей – бедность, безработица родителей, девальвация семейных и моральных ценностей, алкоголизм и употребление наркотиков. Запущенность детей также можно видеть в росте за последнее десятилетие количества детей, которые живут и работают на улице.

Насилие в семье является одним из серьезных проявлений нарушения прав человека, несмотря на существование в этой сфере большого количества законов и подзаконных нормативно-правовых актов, среди которых Законы “О предупреждении насилия в семье”, “Об охране детства”, соответствующие статьи Криминального Кодекса Украины, Государственная программа по противодействию торговле людьми в Украине на 2006-2010 годы. Насилие в семье, невзирая на то, является ли оно физическим, экономическим, сексуальным или психологическим, является одним из наибольших нарушений прав человека – права на жизнь и физическую и психологическую неприкосновенность. Основными фактами, которые стали известными в результате проведения социального исследования, стало то, что 44% население Украины страдало от насилия в семье на протяжении своей жизни, причем 30% испытывали насилие в детском возрасте. А около половины тех, кто испытывал насилие в детском возрасте, сталкивались с ним и во взрослой жизни.

Такое состояние в сфере соблюдения и защиты прав ребенка в Украине в некой мере обусловлено ненадлежащим выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, руководителями учебных заведений законов относительно предотвращения правонарушений среди детей, защиты их прав на образование, создания надлежащих условий для ее получения, а поэтому требует внимания со стороны общественности, которое должно принимать участие в контроле за выполнением таких требований со стороны органов власти. К тому же, общественная деятельность должна стать эффективным инструментом реализации прав, предвиденной Конвенцией ООН о правах ребенка, ратифицированной Украиной и другого действующего законодательства Украины.

Общественный отчет в полной версии доступный на сайте «Общей Цели» – www.commongoal.org.ua и будет подан в Комитет ООН по правам человека, другие международные организации, Президенту Украины и Главе Правительства, руководителям профильных министерств, ведомств, органов государственной власти.