Руслан Бортник, директор Украинского Института анализа и менеджмента политики выступил на специальном мероприятии на тему «Права человека в Украине: рекомендации по докладу Миссии по оценке прав человека в Украине» в рамках Совещания по рассмотрению выполнения, посвященного человеческому измерению ОБСЕ, которое проходит в эти дни в Варшаве. Текст выступления. Говоря о ситуации с правами национальных меньшинств в Украине, прежде всего, стоит принять во внимание Отчет специальной миссии офиса Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, которая работала в нашей стране в марте-апреле этого года. В отчете проведен широкий и объективный анализ проблем прав меньшинств в условиях нарастающего конфликта и напряжения в Крыму и на Донбассе. Вместе с тем уже прошло немало времени от окончания работы миссии, и, хотя Отчет сохраняет свою актуальность, ситуация в Украине стремительно меняется. Все же, по моему мнению, и по результатам проведенных исследований можно констатировать, что в Украине отсутствует межнациональный или межкультурный конфликт, но присутствуют значительные риски и напряжение. Причиной этому являются несколько ключевых проблем:
- Плохое государственно управление. В Украине отсутствует государственная стратегия в сфере защиты прав национальных меньшинств, что приводит к тому, что после смены власти каждый новый Президент или правительство пытается реформировать эту сферу исходя из политической конъюнктуры. В результате в Украине имеется как минимум 3 пласта законодательства в сфере национальных меньшинств, которое было принято в разное время и часто противоречит друг другу или не исполняется. Часть законодательства направленна на изменение существующего баланса, а другая часть – на построение мультикультурного или плюрикультурного общества, часть законодательства принята еще в 1991 году, другая – только что.
- Политические спекуляции. Украинские политики были склонны использовать межнациональные и межкультурные отличия (в Украине к национальным меньшинства относится не менее 15 млн. граждан – 30% населения) в качестве инструмента политической борьбы, особенно в период выборов. Таким образом это поле регулярно и искусственно радикализировалось. Как это будет дальше – важный вопрос. Пока, в идущей избирательной компании в парламент Украины, лингвистические и этнокультурные вопросы не являются очень заметными. Идеологически различные силы не используют этот вопрос. Возможно появился баланс и осознание опасности этой темы.
- Общее ослабление государства в связи с масштабным политическим и военным кризисом, нарастающим социально-экономический кризис и бедность.
В результате буквально на наших глазах этнические и языковые различия в Украине могут стать линиями напряжения и обособления. В тоже время можно выделить и несколько реальных проблем в сфере национальных меньшинств, на необходимость решения которых ОБСЕ могло бы обратить внимание Украины:
- Защита прав крымских татар и украиноязычных жителей Крыма, украиноязычных Донбасса, которые находятся под серьезным политическим и социальным давлением. Учитывая отсутствие украинского управления в Крыму, возможно, ОБСЕ стоило бы учредить постоянную мониторинговую миссию по этому вопросу и выступить своего рода медиатором между меньшинствами и властями.
- Нереализованность положений действующего законодательства и попытки сужения прав меньшинств. Для примера, недавно в Украине принято новый закон о высшем образовании, которым поставлена под угрозу возможность обучаться на языках национальных меньшинств в государственных высших учебных заведения. Некоторые положения этого закона не до конца четки понятны, что создает дополнительные неуверенность и недоверие со стороны национальных меньшинств. Ведь это право было в национальных меньшинств Украины более 30 лет и они выступают против его ограничения. Инной пример – отказ Министерства образования, несмотря на прямую норму закона, выдавать документы о среднем образовании выпускникам школ с обучением языками национальных меньшинств на двух языках – государственном и языке обучения. И последний пример – измененное избирательное законодательство (во времена правительства Януковича), которое таким образом разделило избирательные округа, что многие меньшинства не могут избрать своего представителя в парламент. При этом Центральная избирательная комиссия могла своим решением изменит ситуацию к лучшему, но, видимо, не посчитала нужной.
Резюмируя, я считаю, что в Украине необходимо возобновить деятельность специального государственного органа в сфере защиты прав национальных меньшинств, наделить его полномочиями и финансовыми средствами. Такой орган уже существовал и был ликвидирован во времена правления Януковича. Нельзя не сказать, что нынешняя власть ничего не делает – в этом году был учрежден специальный пост Правительственного уполномоченного по вопросам этнонациональной политики, но полномочия его крайне ограничены, и влияние на эту сферу незаметно. Также необходимо усовершенствовать уголовное и административное законодательство в сфере ответственности за преступления на почве ненависти, криминализировать использование «языка ненависти». «Язык ненависти» в Украине используется часто и в региональном контексте, что фиксируется и другими общественными организациями, и не способствует стабильности в стране. В тоже время, я считаю, что комплексно пересматривать и реформировать украинское законодательство в сфере национальных меньшинств и языкового регулирования пока не время. Поскольку это может усилить политическую нестабильность в обществе, да и мы не имеем актуальных данных для такой реформы – последняя перепись населения, которая фиксировала численность меньшинств и языковых групп в Украине была проведена еще в 2001 году и крайне устарела. Такую реформу целесообразно проводить только после новой переписи. Пересмотр законодательства может быть реализован в запланированной конституционной реформе. Но пока что логика предложенных изменений в Конституцию не совсем понятна. Эта логика должна вырабатываться в широком общественном диалоге с участием заинтересованных сторон, и будет обоснованной только с учетом данных новой переписи населения. Но пока что в этом вопросе много разговоров и слухов, и сделать реальной работы можно было уже намного больше. В любом случае, какие-либо попытки регулирования в этой сфере должны быть максимально взвешенными, разрабатываться с участием всех заинтересованных групп и сторон. Иначе Украине угрожают процессы этнического и культурного обособления. Сегодня уже опасными тенденциями могут стать выдавливанию крымскотатарского из Крыма и украиноязычного элементов с Донбасса. Есть свидетельства и об аналогичном процессе с другой стороны, что недопустимо для Европы ХХІ-го века. Спасибо за внимание!