Постреволюционное время начиналось для малого бизнеса очень даже неплохо. С апреля 2014 года были отменены постоянные проверки бизнеса, отменили более 90 регулирующих актов проверяющего и регулирующего характера.
На этом, правда, все и кончилось. Дело заглохло, не успев начаться.
А проблемы остались. К ним быстро прибавились экономические сложности, в которых оказалась страна, – потеря рабочих мест, колебания валютного курса и проблемы с поставками.
Если выразиться кратко, у малого и среднего бизнеса были большие надежды и ожидания. Они не оправдались.
Сейчас очевидно, что у постреволюционного правительства, как одного, так и второго, нет системного видения реформирования в сфере экономики и в сфере малого бизнеса в том числе. Есть определенный диалог властей с большим бизнесом, можно сказать, что этот диалог системный, но вот на уровень-два ниже это не опускается.
Рынок реагирует вполне естественно – многие, устав ждать и терпеть убытки, просто закрывают свои компании. Сейчас сложно сказать, какой процент закрыт, но с каждым днем проблема набирает обороты. Усугубляют дело валютные кредиты и нехватка оборотных средств.
Конечно же, не всем одинаково плохо. Сложнее всех тем, кто вынужден заниматься валютными операциями, кто работает в сфере услуг, тяжело ресторанному бизнесу. Люди банально перестали ходить в рестораны. По сравнению с прошлым годом, падение оборота, например, в ресторанной отрасли составляет 40%. Это крутое пике.
Неудивительно, что в Украине начались проблемы у банковской системы – среди прочих их корней важно и то, что у банков перестали брать кредиты, прежде всего, перестал кредитоваться малый бизнес. Даже на условиях вчерашнего дня кредиты будет сложно обслуживать, не говоря уже о том, чтобы в срок их закрыть. Те ставки, которые предлагают банки, порой просто неподъемны. Большинство компаний боятся брать займы.
В этом контексте естественным является грандиозная тенизация бизнеса, которая достигает отметки 50%. Но проблема даже не в этом, а в том, что не видно путей выхода бизнеса из тени. Нет стимулирующих факторов, которые могли бы поспособствовать. В то же время расценки в кабинетах на то, чтобы “порешать вопросы”, выросли. И смена власти тут ни при чем. Нестабильная ситуация для чиновников, опасность люстрации или “отжима” должности толкает их на желание получить как можно больше – отсюда рост “тарифов”. Есть еще один важный фактор – реформа прокуратуры. Теперь прокуратура не надзирает за этой сферой. Раньше прокуратура воспринималась как противовес чиновникам и МВД, а теперь – кому жаловаться?
Впрочем, пока на фоне больших исторических перемен эта сфера хозяйственной деятельности страны остается неподвижной, тысячи предпринимателей продолжают работать – иногда даже в убыток себе, надеясь, что что-то однажды изменится.
Руслан Соболь, глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса “Центр”, предприниматель