Каждый год в Украине регистрируются около двухсот новых общественных организаций. Однако далеко не все они выражают интересы хоть какой-нибудь части общественности. Самое короткое определение третьего сектора — это те организации и союзы, которые не входят в первый и второй сектора. Но, конечно, при этом нужно сказать, что такое первые два сектора. Бросить взгляд на них нелишне еще и потому, что они оказывают на третий сектор заметное, а в украинских условиях — сильное и даже определяющее влияние.
Под первым сектором обычно понимаются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные организации (самая крупная отечественная госорганизация — это Национальная академия наук Украины), а также политические партии, то есть организации, борющиеся за власть (в Украине из всех объединений граждан только партии имеют право участвовать в выборах) и зачастую представленные во власти (например, имеют своих депутатов). Из всех представителей этого сектора наибольшее влияние на общество, и в частности на третий сектор, имеют чиновники и депутаты от правящей партии (потому первый сектор коротко называют «власть»). После них идут оппозиционные политики, а наименьшим влиянием обладают ученые государственных научных институтов. Второй сектор — это коммерческие организации (поэтому его коротко именуют «Бизнес»). Влиятельность представителей этого сектора определяется масштабом бизнеса и отношениями с властью. К числу коммерческих при ближайшем рассмотрении следует отнести и религиозные организации. Помимо того что они согласно украинскому законодательству имеют право заниматься предпринимательской деятельностью (и активно им пользуются), у них есть определенный ассортимент услуг, оказываемых за плату по фиксированной цене (так называемый рекомендуемый размер пожертвования).
Подарки от законодателей Все остальное — это и есть третий сектор, «не власть и не бизнес». Он состоит из нескольких типов организаций и союзов, которые существенно отличаются своими организационными формами. Самый малочисленный тип — это творческие союзы. Они имеют фиксированное членство, а их деятельность регулируется Законом «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах», принятым 7 октября 1997 года. Он подразделил творческие союзы на всеукраинские и региональные (местные). К концу 2004 года насчитывалось 17 всеукраинских творческих союзов, а сейчас их 22: четыре появились в 2006–2008 годах, в мае 2010-го был зарегистрирован еще один (Всеукраинский творческий союз витражистов), после чего вот уже три года новых строк в списке не добавляется. Более многочисленный тип — благотворительные организации. Их число динамично растет, и это неудивительно, поскольку для создания благотворительного фонда достаточно всего лишь одного учредителя, которым может выступать как физическое, так и юридическое лицо. К концу 2004 года в Украине было зарегистрировано 714 всеукраинских и международных благотворительных организаций, к концу 2009-го — уже 1051, к концу 2012-го — 1218, а 1 февраля 2013 года их количество достигло 1227. После этого вступил в силу новый Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который упразднил деление благотворительных организаций на всеукраинские, международные и местные. Таким образом, теперь любой фонд (а их количество в каждом регионе измеряется сотнями) может назвать себя международным.
Самый многочисленный тип — общественные организации (ОО). Общее число зарегистрированных ОО и их союзов со всеукраинским и международным статусом достигло 1927 на конец 2004 года, 2999 — на конец 2009-го и 3599 — на конец 2012-го (еще 397 всеукраинских ОО не зарегистрировались, но легализировались путем уведомления об учреждении).
Далее произошла та же история, что и с филантропами: вместо старого Закона «Об объединениях граждан» с 1 января 2013 года вступил в силу новый Закон «Об общественных объединениях» (был принят Верховной Радой 22 марта и подписан Президентом 13 апреля прошлого года). Он упразднил деление ОО и союзов на всеукраинские, международные и местные. Сейчас в каждом регионе есть сотни или даже тысячи местных ОО, и теперь они могут без перерегистрации распространять свою деятельность на другие регионы. Это — отнюдь не единственная немаловажная поблажка. К примеру, старый закон не регламентировал количество учредителей ОО, но гласил, что «решения об учреждении объединений граждан принимаются учредительным съездом (конференцией) или общим собранием». Новый закон решил уточнить этот вопрос и установил минимальное число учредителей: два человека (для общественной организации) или два юридических лица (для общественного союза). Так что для создания какого-нибудь всеукраинского союза общественных организаций отныне достаточно четырех человек (они учредят две организации, а те учредят союз). Кроме того, теперь общественные объединения (если у них есть статус юридического лица) вдобавок к праву учреждать предприятия, необходимые для выполнения уставных целей, получили еще и право «осуществлять в соответствии с законом предпринимательскую деятельность непосредственно, если это предусмотрено уставом общественного объединения». Единственное требование, препятствующее полному превращению их в коммерческие организации, — это то, что «основной целью» общественного объединения «не является получение прибыли». То есть стремиться к прибыли не возбраняется, но нужно придумать какую-нибудь цель помимо прибыли и назвать ее основной. Этот закон был принят 334 голосами (только фракция КПУ выступила против) после многомесячной доработки, над чем трудилась специально созданная рабочая группа. Она провела около 30 заседаний, в которых приняли участие члены профильного парламентского комитета, представители Администрации Президента, Министерства юстиции, общественных организаций, эксперты Совета Европы. Были учтены рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно правового статуса неправительственных организаций. И как видим,украинские ОО получили максимально благоприятное для их роста и процветания законодательное поле. Вопрос лишь в том, кто воспользуется этими возможностями. Откуда деньги Из общего числа зарегистрированных всеукраинских и международных ОО и их союзов 5% составляют всеукраинские профсоюзы и профобъединения. Профсоюзам посвящен целый абзац Конституции, они имеют особые права, в основном законе прописаны методы достижения их целей, а главное, у них есть огромное количество реальных членов, которые регулярно пополняют казну членскими взносами. Несомненно, нынешняя ситуация в профсоюзном движении Украины заслуживает отдельного рассмотрения, а в данном обзоре лучше сосредоточиться на остальных составляющих третьего сектора. Для некоторых видов ОО важнейшим источником финансирования является государственный бюджет (или местные бюджеты). В основном это организации, объединяющие людей с ограниченными возможностями, спортивные и молодежные, а также некоторые творческие союзы. Остальная часть третьего сектора живет главным образом на средства, собранные или выделяемые своими основателями. В этом смысле нет большой разницы между благотворительными фондами и ОО, созданными политиками и бизнесменами. Например, для владельца группы компаний «АВЭК» и по совместительству народного депутата Александра Фельдмана расходными статьями личного бюджета являются как финансируемые им Еврейский фонд Украины, Международный центр толерантности и Фонд Александра Фельдмана, так и возглавляемые им Ассоциация национально-культурных объединений Украины и международная общественная организация «Фельдман Экопарк».
Для третьего сектора европейских стран характерна заметная роль так называемых мозговых центров (think tank). В Украине примером такой организации является Центр Разумкова, исследования которого цитируются гораздо чаще, чем труды аналогичных государственных институтов. Его средний годовой бюджет составляет 4,5 млн. грн. Председателем совета Центра Разумкова многие годы является народный депутат и немелкий бизнесмен Николай Мартыненко. Но их взаимоотношения — это исключение из украинского правила.
Обычно украинским политикам нужны карманные, полностью подконтрольные им структуры, которые создавали бы иллюзию их популярности. Незабвенная Наталья Витренко, например, является лидером аж трех всеукраинских общественных организаций. Это женская организация «Дар Жизни», Собор православных женщин Украины и Евразийский народный союз. Некоторые депутаты-«регионалы» обзавелись, по сути, эрзац-партиями, которые вполне могут послужить запасными аэродромами. Интересно, что Андрей Пинчук возглавляет одновременно организацию «Молодые регионы» (молодежное крыло ПР) и Молодежный славянский форум. А Вадим Колесниченко не только возглавляет, но и усиленно пиарит и раскручивает организацию «Правозащитное общественное движение «Русскоязычная Украина» (РУ). В апреле 2011 года эта структура сообщила, что она «ведет активную работу по поиску грантовых ресурсов финансирования» и в 2010 году «победила в двух открытых и публичных конкурсах грантов и получила общее финансирование на суму около 300 тыс. грн.». В феврале 2012-го появился новый отчет: «Общий объем привлеченных за 2011 год средств и пожертвований составляет 1045 тысяч гривен». Судя по активности Колесниченко в Севастополе, финансовые вливания в РУ не оскудевают. Только это уже не третий сектор. Это просто политика. Комментарии