Р. Бортник: «Имущество 80% украинцев можно будет конфисковать как незаконно нажитое»

Р. Бортник: «Имущество 80% украинцев можно будет конфисковать как незаконно нажитое»

Украинский парламент пытается ввести процедуру гражданской конфискации незаконно нажитого имущества. Народные депутаты поддержали в первом чтении законопроект № 1660-Д “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины и Национального агентства Украины по вопросам предотвращения коррупции”. О «подводных камнях» этого законопроекта корреспондент ГолосUA расспросила директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника.

-Руслан, на основании чего сейчас конфискуется имущество?

-Есть две процедуры конфискации имущества — простая и специальная. Еще в 2014 году мы ратифицировали соглашение с ЕС о специальной конфискации, в том числе, и коррупционных денег. А уголовная конфискация производится согласно УК.

-Но для этого надо доказать преступление…

-Да.

-В чем специфика гражданской конфискации?

-Преступление для произведения гражданской конфискации имущества нужно доказать. Эта процедура, если уточнить, называется «предъявление иска о признании необоснованными активов и их вытребование».

-Как это доказывается и отличается ли чем-то от действующей сейчас процедуры?

-Очень интересно отличается. Во-первых, кругом лиц, которые могут быть ей подвергнуты. Если раньше конфисковать незаконно нажитое имущество можно было либо у самого человека, либо у его родственников, сейчас его могут отобрать у любого, кто, по определению закона «связан с этим лицом».

-Что это означает на практике?

-Возникает реальная опасность преследований по политическому принципу. Если среди круга знакомых у человека есть оппозиционные политики, он может пострадать. Для наглядности: если я знаком со всеми президентами Украины, и суд доказал, что, например, Кучма — самый большой коррупционер, возникают обстоятельства, чтобы конфисковать мое имущество. При этом я не буду осужден за коррупционные преступления. Но, вместе с тем, имею шансы лишиться нажитого. То есть — расширяется круг лиц, на которые распространяется этот закон.

Во-вторых, очень упрощена сама процедура. К Антикоррупционному бюро Украины прикреплен специальный прокурор, который и подает гражданский иск. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу это все быстро в суде рассматривается.

Интересно также, что суд не принимает решения о конфискации. Суть его вердикта состоит в том, что активы или средства признаются «необоснованными». То есть, человек их не смог бы накопить самостоятельно, его деятельность за какой-то предыдущий период не подтверждает накопления этих денег. В эту же категорию попадает прибыль, получаемая за счет такого имущества. Так, если бы я приобрел таким образом автомобиль и зарабатывал на нем деньги — доход был бы тоже «не оправдан». Все это полностью конфискуется в пользу бюджета в доход государства, согласно исполнительному производству.

-Наряду с этим, ведется и речь о создании специальной антикоррупционной прокуратуры. А это — целая новая специализированная структура…

-Да, я слышал заявление Виктора Чумака об этом. Но в тексте закона идет речь о специальном прокуроре, я так понимаю, откомандированном от прокуратуры в Антикоррупционное бюро. Но, возможно, у авторов законопроекта есть амбиции сформировать и вторую прокуратуру? Ведь создали же Антикоррупционное бюро, которое является шестым или седьмым органом досудебного следствия…

-Закон также предполагает расширение подписания договоров со следствием тех лиц, кто попался на коррупционных преступлениях, независимо от их тяжести. Прокомментируйте это, пожалуйста.

-Подобная правовая неопределенность может привести, как ни парадоксально, к коррупционным злоупотреблениям.

-Борьба с коррупцией может привести к коррупции?

-Да, кого-то простили, договорились, а кого-то — не простили. Где критерий этого? Как по мне, процедура гражданской конфискации имущества открывает «ящик Пандоры». Ведь около 80-85% украинцев можно будет каким-то образом «привлечь». Имущество большинства граждан, при злоупотреблении этой нормой, будет находиться под угрозой. Ведь у нас — половина экономики «в тени», и мало кто из украинцев законно что-то нажил.

Да и работа наших судов оставляет желать лучшего. К тому же, согласно «теории шести рукопожатий», мы все друг друга знаем. И от каждого предпринимателя, у которого есть деньги, очень легко провести «сюжетную линию» к осужденному коррупционеру. Что, соответственно, ставит под угрозу его имущество.